
Грандов не было: Владимир Путин и Ангела Меркель не появились, поэтому ведущие СМИ уделили мало внимания событию.
Стоит ли тогда считать итоги конференции серьёзными? Об этом в обзоре мировых СМИ от BALTNEWS.lt.Конференция открыта серьёзным заявлением председателя Вольфганга Ишингера о том, что на данный момент, по сравнению с предыдущими тремя десятилетиями, очень высок риск развязывания новой войны из-за недоверия между Москвой и Вашингтоном, передаёт немецкий Der Spiegel.
Её эксперты считают: «на негосударственной конференции на этот раз будет обсуждаться вопрос о новом разделе сфер влияния в мире. По мнению немецких наблюдателей, США напуганы возросшей военной мощью России и Китая и собираются противопоставить этому дипломатическое наступление».
«В целом речь пойдёт об ухудшении безопасности во всём мире. <…> Европейцы прекрасно понимают, что в случае, если самые пессимистичные сценарии сбудутся, первой под удар попадёт именно Европа. Всё это вынуждает ЕС активизировать свою роль как посредника между Россией и США и использовать свой политический вес для решения волнующих его проблем», — информирует старший научный сотрудник Института Европы РАН Александр Камкин.
«Эксперты считают, что угрозы нашему маленькому континенту продолжают накапливаться, а отсутствие политических решений очевидно.
<…> Традиционно гарантом безопасности, за которой стояли США со своими мощными военными мускулами, был оборонительный альянс NАТО. Но при Трампе на посту президента, назвавшем альянс «устаревшим» и потребовавшим, чтобы европейские страны-члены выполняли свои обязательства и тратили 2% своего ВВП на оборону, неуверенность возросла», — сообщает датская Politiken.Газета The Daily Telegraph подробно анализирует высказывания ведущих политиков о невозможности увеличения расходов стран Европы на военную безопасность.
«Приоритетом для Запада должна быть борьба с исламизмом», — говорит дипломат Владимир Федоровский в большом интервью французской L’Opinion.
Леонид Бершидский специально для Bloomberg проанализировал все речи Мюнхенской конференции по безопасности и поделился своими наблюдениями.
Тарас Козуб, журналист Вести.ua,сообщает:
«Европейцы концентрируются на «военной» составляющей: в докладе к Мюнхенской конференции по безопасности с говорящим названием «До самой грани — и обратно? » украинский конфликт называется»самым важным камнем преткновения на пути к деэскалации» (в целом в Европе). Там отмечается, что без значимого прогресса в реализации Минских соглашений перспективы политического решения будут тусклыми».
Ничего нового не озвучил в своей речи президент Украины Пётр Порошенко. Главной темой, уже по традиции, стала опасность, исходящая от России. Акценты были сделаны на нарушении прав человека (в частности — крымских татар), агрессии на Донбассе и мировой гибридной войне. Мораль всей речи сводилась к тому, что европейские «ценности являются нашим лучшим оружием против российской угрозы».
Отсюда вытекает четыре украинских «нет»:
«Нет» — признанию российских президентских выборов в оккупированном Крыму.
«Нет» — восстановлению полномочий России в Парламентской Ассамблее Совета Европы.
«Нет» — умиротворяющим визитам [европейцев] в Москву в поисках экономической выгоды для ваших собственных предпочтений.
«Нет» — «Северному потоку — 2″, который не имеет ничего общего с экономическими интересами, но является политической и энергетической экспансией России. Ни политика, ни бизнес не могут существовать отдельно от ценностей».
Комментируя эти заявления, ассоциированный эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко в газете Українська правда пишет:
«Слово «ценности» было одним из наиболее упоминаемых, а вся речь была построена вокруг России. <…> С каждым годом — как и с каждой минутой речи — когнитивный разрыв между словами о ценностях и реалиями практической политики становился всё шире. <….> Мы как будто переносим наши внутренние простые заклинания и решения, в которые давно никто не верит, на внешнюю арену, пытаясь недорого заручиться поддержкой».
Глава МИД ФРГ Зигмунд Габриэль и вовсе всех разозлил, когда в ходе встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым не исключил возможности ослабления санкций, если будет виден прогресс в решении конфликта в Восточной Украине. Подробно данное заявление рассматривает аналитик немецкого журнала Der Spiegel Северин Вайланд.
Премьер-министр Израиля сравнил Иран с нацистским режимом, поэтому «на конференции было не до смеха. <…> Нетаньяху угрожал Ирану, обвиняя его в желании изменить статус-кво на Ближнем Востоке, используя при этом как плацдарм Сирию. Премьер Израиля дал понять, что его страна готова масштабно применить силу», — пишетDeutsche Welle в своём анализе итогов Мюнхенской конференции.